Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования определяется важность этого института как основного звена в реализации политики занятости. Долгое время рынок труда как экономическая категория считался неотъемлемым явлением в капиталистических странах. Безработица является результатом общих взаимоотношений между трудом и капиталом на рынке труда из-за множества противоречий между трудом и капиталом.
Контролирующее влияние на занятость и рынок труда оказывают три основных субъекта, а именно государство (в основном через законодательство и административные органы), работодатели (руководство предпринимателей, предприятий и организаций) и государственная служба занятости (в основном ее органы местного самоуправления). Государство осуществляет стратегическое управление занятостью, то есть формирует общую политику занятости, под которой понимается комплекс мер, прямо или косвенно влияющих на социально-экономическое развитие общества и каждого из его членов. Существует два основных варианта выбора инструментов политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это ряд правовых, организационных и экономических мер, принимаемых страной для снижения уровня безработицы. Она предусматривает меры, связанные с предупреждением и недопущением увольнений работников с целью сохранения рабочих мест, обучения, переподготовки и повышения квалификации заявителей, активного поиска и выбора рабочих мест, а также предусматривает создание новых рабочих мест через систему общественных работ. Политика пассивной занятости предусматривает выплату пособий работникам, безработный и предоставляет услуги по подбору работы через Национальную службу занятости.
Государство обеспечивает правовую и нормативную поддержку трудовых отношений и самозанятости.
Служба службы занятости осуществляет комплексное управление занятостью населения в рамках, предусмотренных законом.
Регулирование рынка труда - тема, довольно хорошо разработанная в отечественной и зарубежной литературе по экономике труда. Значительное место в ней принадлежит работам Н.В. Горнастаева, Л.Е. Гринин, Б.В. Корнейчук, В.Н. Лавриненко, О.Б. Ленькина, М.С. Мельник и др.
Объектом исследования является Федеральная служба по труду и занятости.
Предметом исследования являются экономические, социальные и финансовые отношения, возникающие в сфере реализации государственной социальной политики в области регулирования занятости населения.
Цель исследования – рассмотреть Роструд понятие, структуру, направления деятельности.
Задачи исследования:
раскрыть сущность государственной политики в области занятости населения;
изучить систему органов социальной защиты;
исследовать спрос и предложение на рынке труда;
определить понятие, организация, функции, полномочия Федеральной службы по труду и занятости населения (Роструд);
рассмотреть основные пути решения проблем занятости и трудоустройства в Российской Федерации.
Методологической базой работы стали метод описания, формально-юридический метод и сравнительно-правовой метод.
Структура работы определена целями и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и четырех параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретический аспект исследования государственной социальной политики в области занятости населения
1.1. Сущность государственной политики в области занятости населения
Государственная политика в области занятости населения является особым направлением внутренней политики государства. Она предусматривает ряд законодательных, организационных, фискальных и других мер по обеспечению надежной занятости населения и получению дохода от корпоративной деятельности или дохода от работы.
Для современных стран формулирование эффективной национальной политики в области занятости осложняется следующими объективными проблемами: снижением спроса на рабочую силу; отмиранием определенных видов профессиональной деятельности и требованиями к новым специальностям.
Традиционно занятость определяется как легальная трудовая или предпринимательская деятельность населения, которая позволяет им удовлетворять личные и социальные потребности и приносить доход. Приведенное выше определение не в полной мере отражает социально-экономическую природу рассматриваемой категории .
Занятость решает следующие задачи:
компания обеспечивает производство материальных и нематериальных продуктов для удовлетворения потребностей людей в продуктах и их экспорта;
обеспечиваем развитие экономики, в том числе предпринимательских отношений;
он удовлетворяет потребности конкретных людей за счет своего дохода, подоходного налога и потребностей нетрудоспособных членов своей семьи;
обеспечивать налоговые поступления в бюджет и т.д.
Государственная политика в области занятости населения не означает целенаправленного воздействия на рынок труда, а представляет собой совокупность инвестиционных, кредитных, финансовых, социальных, законодательных и иных мер определенного характера.
Усилия страны по обеспечению занятости направлены на:
оптимизация производительности;
повысить мобильность здорового населения;
оказываем большую помощь в разработке и поддержке внедрения гибкой системы работы;
разрабатывать и внедрять инновационные технологии трудовой деятельности и т.д.
Другими словами, усилия страны в области занятости направлены на сохранение существующих рабочих мест и создание условий для увеличения числа рабочих мест за счет экономического развития. К приоритетным задачам национальной политики в области занятости населения относятся: формирование благоприятной среды для увеличения доходов населения городских территорий, региональных территорий и всей страны; обеспечение баланса спроса и предложения на внутреннем рынке труда, то есть обеспечение России; формирование среды, благоприятствующей развитие трудовых ресурсов, то есть стимулирование постоянного профессионального роста и саморазвития населения, тем самым обеспечивая конкурентоспособность трудовых ресурсов.
Государственная политика в области занятости населения реализуется посредством организационных, социальных, правовых и других позитивных мер, направленных на достижение главной цели - снижение уровня безработицы до минимального естественного состояния. Содержание национальной политики занятости должно определяться стратегическими целями социально-экономического развития всей страны, отдельных регионов, муниципалитетов и оперативными антикризисными мерами. Эти меры позволят нуждающемуся населению устранить негативные аспекты безработицы.
Государственная политика в области занятости населения реализуется посредством активных действий должностных лиц и органов государственного управления в экономической, социальной и других областях государственного управления. К основным мерам национальной политики по обеспечению занятости населения России относятся:
стимулировать население России, в том числе на муниципальном и региональном уровнях, к реализации своих предпринимательских прав, в том числе путем разработки и реализации целевых программ по поддержке малых и средних предприятий, а также инновационного производства и развития непроизводственных сфер;
посредством реализации мер по стимулированию профессионального развития, получению дополнительного образования и изменению профессиональных квалификаций, в том числе в национальных и муниципальных системах управления;
создайте рабочее место для людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли реализовать свои трудовые права .
Усилия государства по обеспечению занятости могут быть отражены в пассивной политике, то есть в системе национальных мер, направленных на уравновешивание последствий безработицы. К числу национальных мер в этом направлении в сфере занятости относятся: социальные и финансовые меры, направленные на поддержку лиц, признанных безработными в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; меры по защите рабочих мест, включая их конверсию, активные меры играют приоритетную роль в обеспечении занятости населения, поскольку эти меры позволяют людям самостоятельно удовлетворять свои потребности и создают условия для
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета. 1994. № 238–239; Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета, 30.12.2013, № 295.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета, 30.07.2010, № 168.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
7. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» // Верховного Совета Российской Федерации, 02.05.1991, № 18, ст. 566.
8. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 52, ст. 7477.
9. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 42, ст. 5009.
Научная и учебная литература
10. Абрамкина Д.А. Структурная безработица как индикатор несогласованности спроса и предложения на рынке труда: профессионально-квалификационный аспект // Вестник НГИЭИ. – 2020. – № 1 (104). – С. 107-116.
11. Ананьев А.Д. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. 2019. № 5. – С. 27 – 29.
12. Брeeв Б.Д. Бeзрaбoтицa в сoврeмeннoй Рoссии. – М.: Нaукa, 2-e издaниe, 2020. – 269 с.
13. Костенко Р.В. Современные проблемы занятости и безработицы в России // Colloquium-journal. – 2019. – № 7-6 (31). – С. 54-56.
14. Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. 2020. №1. – С. 9–18.
15. Кравцова Т.В. Модернизация института социальной ответственности. – М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c.
16. Корнейчук Б.В. Рынок труда: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. - 345 с.
17. Маркова М. С. Анализ занятости населения и заработной платы по отраслям экономики и субъектам Российской Федерации // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (407). – С. 79-83.
18. Сардарян А.Р., Петроченко А.А. Современное состояние и проблемы рынка труда в странах ЕАЭС // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 18. – № 1. – С. 19–27
19. Цыпин А.П. Статистический анализ долговременных демографических тенденций в постсоветских странах // Финансовая экономика. – 2018. – № 6. – С. 1760–1764.
Интернет-ресурсы
20. Занятость населения и состояние рынка труда // Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. – [Электронный ресурс]. – URL: http//cea.gov.ru (дата обращения: 06.03.2023).
21. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга – [Электронный ресурс]. – URL: http://cedipt.spb.ru/ (дата обращения: 06.03.2023).
22. Особенности и современные тенденции развития рынка труда. – [Электронный ресурс]. – URL: http://ppt4web.ru/ehkonomika/osobennosti-i-sovremennye-tendencii-razvitija-rynka-truda.html. (дата обращения: 06.03.2023).
23. Особенности российского рынка труда и перспективы развития. – [Электронный ресурс]. – URL: http://podborkadrov.com/rynok-truda/voprosy/ osobennosti-rossijskogo-rynka-truda.html. (дата обращения: 06.03.2023).
24. Российский рынок труда проблемы и перспективы – [Электронный ресурс]. – URL://kigiran.com/pubs/ index.php/vestnik/ article/view/267/2. (дата обращения: 06.03.2023).
25. Рынок труда и демографическая ситуация в России. – [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.bankreferatov.ru/referats/071FB1. (дата обращения: 06.03.2023).
26. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. Росстат. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 06.03.2023).
27. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru(дата обращения: 06.03.2023).